НАВИГАЦИЯ
КОНТАКТЫ

+7 (912) 175-82-64


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Закрыть ИСКУССТВО КАРАТЭ-ДО

Закрыть ИСТОРИЯ КАРАТЭ-ДО

Закрыть ПРИНЦИПЫ КАРАТЭ-ДО

Закрыть ПРАКТИКА КАРАТЭ-ДО

Закрыть СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА

Закрыть ФИЛОСОФИЯ ПУТИ

Закрыть ШОТОКАН ИЛИ СЁТОКАН

Закрыть МИР ЕДИНОБОРСТВ

Закрыть СИМВОЛЫ ШОТОКАН

Закрыть ДАН-ТЕСТ

Закрыть САМООБОРОНА

Закрыть СПОРТИВНОЕ ПИТАНИЕ

Закрыть СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА

Закрыть ВИДЕО О КАРАТЭ-ДО

Закрыть ВЕЛИКИЕ МАСТЕРА

Закрыть ВОЛШЕБНАЯ ЯПОНИЯ

Закрыть КАТА ШОТОКАН

Закрыть ФИЛЬМЫ О КАРАТЭ

ЗОЛОТОЙ ПОЯС

ПУТЬ

nbr.png

ЭКИПИРОВОЧНЫЙ ЦЕНТР

ВОЛШЕБНАЯ ЯПОНИЯ - Самураи-душа Японии

Слово "самурай" происходит от древнего глагола "самурау" - "служить". Таким образом, "самурай" - это "служивый", "слуга". Другое популярное в Японии слово, обозначающее самурая - "буси" ("воин"). Отсюда "бусидо" - "Путь Воина". Как особое сословие самураи существовали на протяжении всей истории Японии. Первоначально они были в услужении аристократических родов, корни которых лежали в древнейшей японской иерархии жрецов.

 

В конце эпохи Хэйан крупнейшие кланы самураев обрели самостоятельный политический и военный вес, и аристократам уже нечего было им противопоставить. В течение веков одни самурайские кланы сменяли другие, сражаясь за титул сёгуна - военного правителя страны. Основой идеологии самураев стали дзэн-буддизм и складывающееся веками учение бусидо, базирующееся на конфуцианстве.

 

Во главу угла оно ставило полное подчинение самурая своему господину. Последнее, однако, не означало готовность подчиненного на совершение любой подлости и злодеяния по слову повелителя. Если самураю отдавался заведомо преступный приказ, то он должен был смиренно пытаться переубедить господина. Если же это было невозможно - совершить сэппуку - ритуальное самоубийство. Также самурай должен был совершать самоубийство в случае "потери лица" - когда он был чем-либо опозорен.

 

Идеологический смысл сэппуку заключался в том, что, вскрывая живот, воин обнажал перед всем миром свою душу и давал возможность судить себя по тем законам, по которым будет угодно его господину. Важно понимать, что сэппуку - это не самоубийство в обычном смысле слова. Все классики бусидо постоянно подчеркивали различие между «недостойной» и «достойной» смертью. Во втором случае это смерть, в которой есть смысл (очищение рода, указание господину на его промахи, выполнение приказа господина). В первом же - это бессмысленная смерть, пусть даже и «героическая» (в том числе и "глупая" смерть на поле боя).

 

Могущество самурая определялось доходом от пожалованных ему земель. Чем больше был этот доход, тем больший отряд мог привести самурай в армию господина. Пожалованные земли не воспринимались как реальная собственность самурая. Они могли быть легко отняты или переданы другому воину. Важнейшим богатством для самурая были лошади. Природные условия Японии плохо приспособлены для выращивания этих животных, поэтому позволить себе содержать лошадей мог только состоятельный самурай. Также на это не был способен "ронин" - самурай без хозяина. Поэтому последние, в отличие от европейских "странствующих рыцарей", всегда путешествовали пешком.

 

Также некоторые факты о самурайском оружии можно почерпнуть здесь. От всех прочих самураи отличались двумя вещами - особой прической с выбритым лбом и зачесанными назад волосами и правом носить два меча - большой и малый. Право носить малый меч имели все совершеннолетние мужчины. До начала правления клана Токугава самураем мог стать любой достаточно удачливый человек, в том числе и крестьянин, и горожанин.

 

Четкого разделения между кастами тогда еще не было, а звание самурая присваивал князь за какие-либо военные заслуги. Среди самураев проводились своего рода "соревнования" с награждениями, скажем, первого взобравшегося на стену вражеской крепости или первого воина, вступившего в бой с противником. Принято считать самураев мастерами не только меча, но и кисти.

 

Действительно, многие самураи из влиятельных семей получали неплохое образование, умели писать стихи, практиковали каллиграфию, чайную церемонию и т.д. Конечно, самураи из семей бедных и незнатных отличались этим далеко не всегда. Часто считается, что самураи военных периодов истории Японии руководствовались бусидо в том виде, в каком оно было описано в книгах вроде "Сокрытое в листве" [Hagakure] Ямамото Цунэтомо или "Книге пяти колец" [Gorin no Sho] Миямото Мусаси. Это не вполне соответствует действительности. Дело в том, что эти и им подобные книги были написаны в поздние времена, когда самураи, оставаясь военным сословием, практически не воевали.

 

Как, кстати, и авторы этих книг. Их представление о военном искусстве большей частью было подчерпнуто из хроник, легенд, рассказов престарелых очевидцев (речь именно о военном искусстве, а не об искусстве одиночных поединков). Писалась такого рода литература для того, чтобы закрепить в письменном виде и передать последующим поколениям военное искусство, которому в современной жизни места нет. Однако из этого отнюдь не следует, что древние воины действительно руководствовались правилами, выведенными самураями-писателями в период Токугава.

 

В реальности же все обстояло несколько иначе. То, на основании чего формулировались принципы бусидо - высшие достижения, подвиги наиболее выдающихся воинов. Очевидно, что, раз этот подвиг запомнился очевидцам, в целом самураи вели себя далеко не так героически. Однако подвиг фиксировался в хронике и действительно служил предметом изучения, преклонения и подражания для следующих поколений.

 

Возникла парадоксальная ситуация - наиболее суровые и строгие правила бусидо стали общеизвестны и канонизированы тогда, когда потеряли практический смысл. В разгар периода гражданских войн самураи считали для себя вполне возможным поменять господина, но когда войны кончились - это стало считаться страшным позором, хотя теперь уже не угрожало жизни господина.

 

Продуктивную аналогию можно провести с подвигами воинов Красной Армии и партизан в период Великой Отечественной войны. Они также были канонизированы существенно позже того времени, когда произошли, однако теперь аналогичные подвиги совершают воины Российской Армии. Очевидно, уже в том числе и под влиянием прочитанных в детстве книг. Нечто в этом роде происходило и в Японии. Поэтому не стоит рассматривать книги по бусидо как учебник по повседневной жизни самураев древности. Это лишь идеал, к которому стремились и которого достигали лучшие из них.

 

Вот выдержки из кодекса Бусидо:" Воистину храбр тот, кто смерть встречает с улыбкой. Таких храбрецов мало, они редки.Есть люди, умеющие спорить благородно но есть такие, которые теряют рассудок в решительный момент. Человек, потерявший сердце в последнюю минуту, не храбрый человек."

 

"В сражении старайся быть впереди всех. Думай только о том, как преодолеть вражеские укрепления. Никогда не отставай от других, но и не хвались своей доблестью. Так рассуждает один почтенный господин. И он советует правильно. Кто вышел на поединок, тот всегда должен помнить, что он обязан встретить смерть, повернувшись лицом к врагу. Даже оставшись один, защищай свою позицию. Тотчас же найдется другой, чтобы образовать фронт вместе с тобой, и вас станет двое. В доблести и бесстрашии будь вторым за пустым местом. Будь таков, чтобы самому чувствовать, что твое искусство непобедимо.Накано Сюэмон так выразился о доблести: «Какая тренировка хороша для военного? Закрой глаза, шагни вперед и бей; в противном случае ты не принесешь пользы».

 

Голова живет и после того, как тебя уже больше нет. Солдату могут отрубить голову, но это еще не означает, что настал его конец. Если его воинственный дух силен, он может проявить себя даже и после того, как потеряет голову. Храбрость солдата памятна достаточно долго, чтобы нанести ущерб и даже после того, как его обезглавили.Если древние воины были способны на это, то почему мы не можем быть способными? Люди остались теми же."

 

«Самураи обязан отдать своему князю душу и тело; кроме того, он должен быть мудрым, милосердным и мужественным. Без этого он ничего не достигнет. Если хочешь стать мудрым, советуйся с другими; если хочешь стать милосердным, помогай другим; если хочешь стать храбрым, бросайся на врага и вырывай у него победу. Все это необходимо в жизни. Достойные поймут это».



 

БОЕВОЙ ИНТЕРНЕТ

budoweb.png

ФЕДЕРАЦИЯ СЕГОДНЯ

Закрыть ОФИЦИАЛЬНО

Закрыть HACHI-O-KAI

Закрыть ПЛАН-КАЛЕНДАРЬ

Закрыть АТТЕСТАЦИЯ

Закрыть ДАН-КАЙ

Закрыть ВИДЕО МЕРОПРИЯТИЙ

Закрыть ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Закрыть О РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

Закрыть ПАРТНЁРСТВО

WBF "HACHI-O-KAI"

ОБЛАКО ТЕГОВ

Для отображения Облака ссылок
необходим
Adobe Flash Player 9
или выше.

БЛОГ ФЕДЕРАЦИИ
НОВОСТИ КОМИ


banner1.jpg

line.png


 

Федерация каратэ-до Республики Коми © 2006 - 2012

Контакты

+7 (912)175-82-64

  shotokan-komi@mail.ru

Budo-Master: кимоно и защитное снаряжение для восточных единоборств

Рейтинг TopSport

Rambler's Top100

 

Рейтинг@Mail.ru

конкурс сайтов

 

 

Копирование материалов сайта разрешено только при наличии ссылки на источник

Ударные новости

Особое мнение

Лучшее видео

События и мероприятия

Новости

Блог о каратэ-до

 

Официально

Партнёрство

План-календарь

 

^ Наверх ^