НАВИГАЦИЯ
КОНТАКТЫ

+7 (912) 175-82-64


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Закрыть ИСКУССТВО КАРАТЭ-ДО

Закрыть ИСТОРИЯ КАРАТЭ-ДО

Закрыть ПРИНЦИПЫ КАРАТЭ-ДО

Закрыть ПРАКТИКА КАРАТЭ-ДО

Закрыть СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА

Закрыть ФИЛОСОФИЯ ПУТИ

Закрыть ШОТОКАН ИЛИ СЁТОКАН

Закрыть МИР ЕДИНОБОРСТВ

Закрыть СИМВОЛЫ ШОТОКАН

Закрыть ДАН-ТЕСТ

Закрыть САМООБОРОНА

Закрыть СПОРТИВНОЕ ПИТАНИЕ

Закрыть СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА

Закрыть ВИДЕО О КАРАТЭ-ДО

Закрыть ВЕЛИКИЕ МАСТЕРА

Закрыть ВОЛШЕБНАЯ ЯПОНИЯ

Закрыть КАТА ШОТОКАН

Закрыть ФИЛЬМЫ О КАРАТЭ

ЗОЛОТОЙ ПОЯС

ПУТЬ

nbr.png

ЭКИПИРОВОЧНЫЙ ЦЕНТР

ФИЛОСОФИЯ ПУТИ - Кодекс Бусидо

Бусидо́ (яп. 武士道 буси-до:, «путь воина») — бусидо — неписаный кодекс поведения самурая в обществе, представлявшего собой свод правил и нормы «истинного», «идеального» воина. Бусидо, первоначально трактовавшееся как «путь коня и лука», впоследствии стало означать «путь самурая, воина» («буси» — воин, самурай; «до» — путь, учение, способ, средство). Кроме того, слово «до» переводится ещё и как «долг», «мораль», что имеет соответствие с классической философской традицией Японии, где понятие «путь» является некой этической нормой. Таким образом, бусидо — это самурайская мораль, морально-этический кодекс.

 

Самурайская мораль сформировалась в общих чертах одновременно с системой сёгуната, однако основы её существовали задолго до этого времени. Нитобэ Инадзо выделял в качестве основных источников бусидо буддизм и синтоизм, а также учения Конфуция и Мэн-цзы. И действительно, буддизм и конфуцианство, пришедшие в Японию из Китая вместе с его культурой, имели большой успех у аристократии и быстро распространились среди самурайства. То, чего не доставало самураям в канонах буддизма и конфуцианства, в изобилии было в синтоизме.

 

Наиболее важными доктринами, которые бусидо почерпнуло из синтоизма — древней религии японцев, представлявшей собой сочетание культа природы, предков, веры в магию, существование души и духов в окружающих человека вещах и предметах, любви к стране и государю. Заимствования из синтоизма, которые восприняло бусидо, были объединены в два понятия: патриотизма и верноподданичества.

 

Особенно сильное влияние на бусидо оказал буддизм махаянистского направления, проникший в Японию в 522 г. Многие философские истины буддизма наиболее полно отвечали потребностям и интересам самураев. При этом популярнейшей сектой буддизма была «дзен», монахи которой внесли значительный вклад в дело развития бусидо.

 

При правлении Токугавы Иэясу было составлено «Уложение о самурайских родах» («Букэ сё хатто»), определявшее нормы поведения самурая на службе и в личной жизни. Вторым сочинением, посвящённым воспеванию догматов бусидо, было житийное описание подвигов князя Такэда Сингэна в двадцати томах, авторство которого разделили Косака Дандзё Нобумаса и Обата Кагэнори. Несколько позднее появился труд Дайдодзи Юдзана (1639—1730) «Начальные основы воинских искусств» («Будо сёсин сю»). И наконец, в 1716 г. вышли 11 томов книги «Сокрытое в листве» («Хагакурэ»), ставшей «священным писанием» буси. Это любопытное произведение принадлежало Ямамото Цунетомо, монаху, а в прошлом самураю клана Сага на южном острове Кюсю. После смерти своего господина, даймё Набэсима Наосигэ, которому он верно служил десять лет, Ямамото принял постриг и всю оставшуюся жизнь посвятил обобщению догматов самурайской чести.

 

Сформировавшись в конце эпохи воюющих провинций Бусидо требовал: беспрекословной верности феодалу; признания военного дела единственным занятием, достойным самурая; самоубийства в случаях, когда опозорена «честь» самурая; запрет лгать; запрет прикасаться к деньгам.

 

Чётко и довольно вразумительно требования Бусидо сформулированы в «Начальных основах воинских искусств» Дайдодзи Юдзана:

 

- Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть.

 

- К смерти следует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство.

 

-Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать.

 

-Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности.

 

-В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце.

 

-Уважать правило «ствола и ветвей». Забыть его — значит никогда не постигнуть добродетели, а человек, пренебрегающий добродетелью сыновней почтительности, не есть самурай. Родители — ствол дерева, дети — его ветви.

 

-Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного.

 

-На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг.

 

-Верность, справедливость и мужество суть три природные добродетели самурая.

 

-Во время сна самураю не следует ложиться ногами в сторону резиденции сюзерена. В сторону господина не подобает целиться ни при стрельбе из лука, ни при упражнениях с копьём.

 

-Если самурай, лёжа в постели, слышит разговор о своём господине или собирается сказать что-либо сам, он должен встать и одеться.

 

-Сокол не подбирает брошенные зёрна, даже если умирает с голоду. Так и самурай, орудуя зубочисткой, должен показывать, что сыт, даже если он ничего не ел.

 

-Если на войне самураю случится проиграть бой и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать своё имя и умереть с улыбкой без унизительной поспешности.

 

-Будучи смертельно ранен, так что никакие средства уже не могут его спасти, самурай должен почтительно обратиться со словами прощания к старшим по положению и спокойно испустить дух, подчиняясь неизбежному.

 

-Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии.

 

-Возле своего дома самурай может соорудить скромный чайный павильон, в котором надлежит использовать новые картины-какэмоно, современные скромные чашки и нелакированный керамический чайник.

 

-Самурай должен прежде всего постоянно помнить, что он должен умереть. Вот его главное дело.

 

Истинный смысл учения Бусидо заключается в том, что воин должен жить признавая тот факт, что он может умереть в любой день и час, что нужно ценить каждую минуту проведённую при жизни, ибо она может оказаться последней. Только человек принявший смерть, может жить видя этот мир в полном цвете, посвящая весь свой досуг саморазвитию и помощи ближним. Только тот человек который принял смерть, может смотреть на мир с такой любовью в глазах, как будто видит всё это в последний раз, он видит и слышит то, на что в обычной жизни люди в суете не обращают внимания. Самурай чувствует как солнце греет его своими лучами, как красиво поют птицы и шелестят листья деревьев, как листок сорвавшись с ветки кружась, попадая в ручей стремительно плывёт по течению.

 

Среди самураев было много поэтов. Верность, справедливость и мужество - эти важные качества обязаны быть в людях. За свою правду и честь самурай пойдёт до конца и отдаст без промедления свою жизнь, если потребуется. В истории известны случаи, когда самурай, в бою получив смертельные раны, ещё очень долгое время мог продуктивно сражаться, и, истекая кровью, рубить своих врагов на части.



 

БОЕВОЙ ИНТЕРНЕТ

budoweb.png

ФЕДЕРАЦИЯ СЕГОДНЯ

Закрыть ОФИЦИАЛЬНО

Закрыть HACHI-O-KAI

Закрыть ПЛАН-КАЛЕНДАРЬ

Закрыть АТТЕСТАЦИЯ

Закрыть ДАН-КАЙ

Закрыть ВИДЕО МЕРОПРИЯТИЙ

Закрыть ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Закрыть О РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

Закрыть ПАРТНЁРСТВО

WBF "HACHI-O-KAI"

ОБЛАКО ТЕГОВ

Для отображения Облака ссылок
необходим
Adobe Flash Player 9
или выше.

БЛОГ ФЕДЕРАЦИИ
НОВОСТИ КОМИ


banner1.jpg

line.png


 

Федерация каратэ-до Республики Коми © 2006 - 2012

Контакты

+7 (912)175-82-64

  shotokan-komi@mail.ru

Budo-Master: кимоно и защитное снаряжение для восточных единоборств

Рейтинг TopSport

Rambler's Top100

 

Рейтинг@Mail.ru

конкурс сайтов

 

 

Копирование материалов сайта разрешено только при наличии ссылки на источник

Ударные новости

Особое мнение

Лучшее видео

События и мероприятия

Новости

Блог о каратэ-до

 

Официально

Партнёрство

План-календарь

 

^ Наверх ^